Ректор Одесской академии строительства и архитектуры Виталий ДОРОФЕЕВ:

Наши выпускники всегда высоко котируются на рынках труда и науки…

Наверное, это логично, что давно назревшие реформы в Украине, повернувшейся лицом к цивилизованному миру, начинаются с реформирования именно образования: «что посеешь – то пожнешь». Ограниченно грамотным людям браться за переустройство, за модернизацию, за строительство новой страны – зряшное дело, обреченное на провал. И Президент Украины Петр Порошенко 1 августа подписал долгожданный Закон «О высшем образовании». Здесь, по сути, речь идет о строительстве новой для страны системе высшего образования. А строительство – оно и есть строительство. Мы задумались: кто мог бы доходчивее, предметней рассказать об этом? Всесторонне зная обе стороны этой «единой медали». И процессы строительства, собственно. И строительства, то есть, организации учебного и научного процессов в системе высшего образования страны. Разумеется, тот, кто эти «стороны одной медали» предметно рассмотрел и освоил давно. Мы, что называется, «промониторили» ректорский корпус страны и… «Стрелки» снова твердо сошлись на авторитетном ректоре уважаемой во всей Украине и в мире Одесской государственной академии строительства и архитектуры - Виталии Степановиче ДОРОФЕЕВЕ. Ему и адресуем вопросы – как от журнала «Фаворит», портала «Политика и Деньги», сайта «Одесса-медиа» и ряда других электронных СМИ, так и от «молодой поросли» - тех, кто решил начать строительство своей собственной жизни со студенческой скамьи, обновляемой новым Законом Украины «О высшем образовании».

 

 

- Виталий Степанович, прекрасно понимаем, что мы, журналисты, Вас уже умучили своими расспросами. Больше, чем о Вашей, очень плодотворной кузнице профильных – строительных, архитектурных и научных кадров – не писали в СМИ, наверное, ни об одном другом высшем учебном и научном заведении Украины. Вот и совсем недавно вышли в газетах «Аргументы и Факты в Украине», «Комсомольская правда в Украине» Ваши подробные, глубокие интервью о жизни Одесской строительно-архитектурной академии, о ее педагогах, ученых, выпускниках, студентах. Но, извините, «пресса» – снова к Вам стучится. И Вы, наверняка, догадываетесь, зачем и почему… Ректор ОГАСА Виталий Дорофеев:  Наши выпускники всегда высоко котируются на рынках труда и науки…

 

- Наверное, речь о подписанном Президентом законе «О высшем образовании» и как мы его собираемся реализовывать…

- Именно. Терпите, пожалуйста, и отвечайте. Как Вы оцениваете этот нашумевший закон, и что он дает стране, ее гражданам?

- Этот закон определяет концептуальные основы модернизации высшего образования. Это - интеграция высшего образования Украины к европейскому пространству путем реализации положений и принципов Болонского процесса.Это - автономия высших учебных заведений, сотрудничество их и бизнеса - в сфере высшего образования, науки. И все это - путем применения механизмов инновационного развития страны за счет взаимодействия образования, науки, бизнеса и государства.

-Если можно, подробней, пожалуйста.

- Сразу подчеркну: принятый закон – системный. И подготовлен он – на основе и в результате прозрачного демократического диалога всех заинтересованных социальных групп Украины. Попытки согласовать его со всеми заинтересованными лицами и довести до принятия продолжались пять лет.

Наконец, после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, народные депутаты пришли к согласию и договорились модернизировать образовательный процесс под требования Евросоюза.

Вот как комментирует принятие закона министр образования и науки Сергей Квит: «В основе проекта закона «О высшем образовании» - идея университетской автономии. Прежде всего, в академической, организационной и финансовой сферах.

Планируется расширение полномочий ученых советов и коллективов университетов, академий, институтов. В частности, появляется право самостоятельно выбирать ректора. Тогда, как министерство будет только фиксировать факт выбора…».

- Если можно, детализируйте. Как говаривали в прошлой власти, «конкретно», какие новации несет Закон «О высшем образовании»?

- Хорошо. Этим законом, который предусматривает, в частности, автономию высших учебных заведений, а устав вуза утверждается его учредителем, устанавливаются основные финансовые, правовые, организационные основы существования системы высшего образования Украины.

И тем самым создаются условия для усиления сотрудничества госорганов и бизнесструктур с высшими учебными заведениями. Кроме того, для умножения конкурентоспособности украинского образования, новым законодательством предусматривается совмещение образования с производством и наукой.

Согласно новому закону, степени «специалист» - больше не будет. А вместо кандидатов наук аспирантура станет готовить докторов философии. Докторантура - докторов наук. И остаются степени, принятые в ЕС: младший бакалавр, бакалавр, магистр, доктор философии, доктор наук.

Предусматривается создание отдельного коллегиального органа - Национального агентства по качеству высшего образования. Им будет осуществляться внешний контроль качества. Членов агентства станут выбирать из представителей Национальной академии наук, вузов, работодателей и студентов. Именно у агентства перечень четких полномочий и сфер контроля - самый широкий.

- О «бедном студенте» - замолвите слово…

- Повторяю: вузам предоставляется большая автономия. Для студентов, которые обучаются за счёт бюджета (не важно – государственного или местного) отменяется норма отработки после учёбы обязательных трёх лет. Закон расширяет возможности студентов влиять на процесс обучения.

К примеру, два представителя студенческого самоуправления должны быть членами Нацагентства качества образования. Как минимум, 15% любого ученого совета вуза должны составлять студенты. Они же могут выбрать 25% учебных дисциплин, которые будут изучать…

- …Простите, Виталий Степанович, а вот введен новый термин «академическая мобильность»…

- Да. Есть такое дело. Введенный впервые термин обозначает, что законодательство способствует тому, чтобы студенты и другие участники образовательного процесса имели возможность учиться и стажироваться в разных университетах мира. Для этого, в частности, позволяется проводить обучение на английском и других иностранных языках.

- А денежки на процессы обучения и научных разработок?..

- До сих пор все средства, которые зарабатывали государственные университеты, академии, институты, перечислялись на их счета в Госказначействе Украины. И там, как правило, деньги «зависали». Ведомство постоянно находило поводы не отдавать их на нужды учебных заведений. А согласно новому закону, вузы смогут хранить заработанные средства не в Госказначействе, а в государственных банках.

- Существует расхожее мнение, что образование в региональных ВУЗах считается менее престижным и качественным, нежели в популярных столичных. Мол, и материально-техническая база там сильнее, и преподаватели талантливее и уровень научных разработок повыше. И это мнение настолько укрепилось в сознании абитуриентов и их родителей, что для многих единственно возможным городом для получения высшего образования априори является Киев и его «вышки». Однако же, процветают и знаменитые на весь мир «Львівська політехніка» во Львове, а в Одессе – Ваша академия строительства и архитектуры «Нестоличные» ВУЗы, которые не только идут в ногу с лучшими учреждениями высшего образования столицы Украины, но и уверенно лидирует по многим показателям. Как это Вашему педколлективу удается?

- (Смеется). Знаете, и Львов, и Одесса – непростые города. И люди в них исстари любят «прикладную конкретику». И всегда считали, что от науки, от научных разработок, о которых Вы сами заговорили, должна быть отдача, польза народному хозяйству, экономике страны и регионов.

Не без веских оснований наши выпускники – строители и архитекторы - высоко ценятся в самых разных странах мира. Потому, что они научены нами строить и проектировать не в узком понимании сопутствующих проблем, а всесторонне учитывая местные, иногда очень экстремальные условия…

Вот, скажем, строительство ВУЗов по новому Закону «О высшем образовании» и строительство новых отношений хозяйствования в стране - в жестких условиях нынешнего и грядущего острейшего энергетического дефицита. Эти насущные, строительные проблемы страны – сродни друг другу. И близки - нашим, академическим, задачам.

В Украине, к прискорбию, идет война. А тут еще с поставками газа – проблемы. Значит, что нам в Академии остается? Заняться вплотную, то есть, предметно озаботится научными разработками и поисками современных, эффективных энергосберегающих технологий для развития промышленности и жилищного сектора Украины.

И все – от юных студентов до седых профессоров в нашей Академии - это прекрасно понимают. И готовы к решению проблем. А потому наши, учитывающие непростые нюансы бытия, выпускники – всегда высоко котировались на рынках труда и науки.

И, очень надеюсь, будут и впредь высоко ценится в этом «мире бушующем». Который - при любых обстоятельствах - продолжает жить и строиться.


 Автор: Беседу вел Юрий СЕМЕНЮК.

Источник: «Политика&Деньги» - politdengi.com.ua.

 

http://odessamedia.net/ persona/vitalii-dorofeev- nashi-vipuskniki-visoko- kotiruyutsya-na-rinkah-truda- i-nauki/

http://prawwwda.com/people/ vitalii-dorofeev-nashi- vipuskniki-visoko- kotiruyutsya-na-rinkah-truda- i-nauki/


http://odessit.in.ua/news/ odessa/vitalii-dorofeev-nashi- vipuskniki-visoko- kotiruyutsya-na-rinkah-truda- i-nau ki/